Как правильно выбрать моторное масло для вашего автомобиля

Рейтинг лучших моторные масла по мнению пользователей:

Когда дело доходит до выбора масла для двигателя вашего автомобиля, то можно легко запутаться среди различных марок, аббревиатур и технических характеристик.  В рамках этой статьи мы расскажем вам как сделать правильный выбор и не ошибиться.

Если вы решили заменить масло, в первую очередь лучше проверить информацию в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля и определить, какое моторное масло рекомендует использовать производитель.  Также необходимо учитывать погодные условия, при которых эксплуатируется автомобиль (на этом моменте мы остановимся позднее), а далее перейдите к выбору масла определенной марки. Лучше выбирать масла, которые были проверены и отвечают требованиям API (American Petroleum Institute). Также нужно обратить внимание на обозначение в виде 2-х букв. Первая буква, указывает на то, с каким мотором (бензиновым или дизельным) можно использовать масло, вторая буква относится к условиям применения масла. Кажется, что всё очень просто, но это совсем не так. Давайте разбираться с деталями.

Классификация и характеристики масел

Классификация  API (Американский институт нефти)

Сертификационный знак API и соответствующий символ из двух букв определяют качество моторных масел для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Масла с этими символами соответствуют стандартам API. Первой из всех категорий API была SA, следующий SB, затем SC и так далее. Категории до SH включительно считаются устаревшими. Текущие категории - это SJ для двигателей, выпущенных в 2001 и ранее; SL для двигателей 2004 года выпуска и старше; SM для выпущенных для 2010 и более старых двигателей и SN для 2011. Для дизельных двигателей текущими категориями являются CH-4, CI-4 и CJ-4.

Классификация ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей)

Это европейский эквивалент классификации API. Используемые обозначения состоят из буквы, обозначающей класс масла: A/B – масла для пассажирских автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем; C для моторных масел, совместимых с катализаторами и фильтрами и E - моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Классы разделены на категории от 1 до 9.

Классификация и характеристики моторных масел

Вязкость по классификации SAE общества автомобильных инженеров

SAE определяет степень вязкости моторного масла. Существуют масла для определенных погодных условий и всесезонные масла. Первые встречаются крайне редко, а всесезонные масла охватывают широкий диапазон вязкости и состоят из двух чисел на этикетке, например 10W-30. «W» обозначает, что масло можно использовать зимой, а число перед W указывает на текучесть масла при низкой температуре. Чем меньше число, тем более жидким становится масло и тем легче оно течет.

Текучесть масла измеряется при определенных температурах и разделяется на классы в зависимости от температурного диапазона:

  • Масло марки 0W будет нужной консистенции до -35 ° C
  • 5W до -30 ° C
  • 10W до -25 ° C
  • 15W до -20 ° C
  • 20W до -15 ° C
  • 25W до -10 ° C

Число после W обозначает высокотемпературную вязкость масла при работающем двигателе, который нагрет до 100°C. Чем больше данное число, тем при более высоких температурах возможно применять автомасло. Для средней полосы России лучше всего подходят масла с индексом 30-40 в конце. В более жарких районах предпочтительно использовать автомасло с индексом 40-50. В сервных широтах стоит заливать масло с индексом 20-25.

А теперь немного научной информации. Во всесезонные масла добавляются специальные полимеры, чтобы масло не стало слишком жидким при нагревании. Когда становится холодно, полимеры сворачиваются, что позволяет маслу течь с указанной вязкостью. Когда тепло, полимеры раскручиваются и формируют длинные цепи, которые не дают маслу стать слишком жидким.

Всесезонные масла позволяют двигателю работать при различных условиях и температурах: при более низких температурах жидкое масло быстрее поступает в двигатель, сокращая время работы всухую и, таким образом, защищая двигатель от износа. При более высоких температурах, масло сохраняет вязкость, чтобы обеспечить адекватную смазку и защиту деталей вашего автомобиля.

Стоит также учитывать, что масло с широким диапазоном вязкости - не всегда лучший выбор, так как в него добавляется больше полимеров и рекомендуется использовать масла с наиболее узким диапазоном температур, в которых автомобиль скорее всего будет работать.

Что выбрать синтетическое, полусинтетическое или минеральное моторное масло

Обычное синтетическое масло: Такое масло чаще всего используется в новых автомобилях и доступно в нескольких вариантах вязкости. Автопроизводители обычно советуют использовать масла 5W-20 или 5W-30 для регионов с преимущественно холодной погодой, а масло 10W-30 как вариант для более теплой погоды. Эти три типа масел подходят почти всем легковым транспортным средствам, которые вы видите на дороге. Не менее важно регулярно менять масло и фильтр. Оптимальный вариант - замена после пройденных 6 000-7 000 км или раз в 4 месяца. Абсолютный минимум - два раза в год. Если ваш автомобиль имеет электронный индикатор изменения масла на приборной панели, не игнорируйте его уведомления.

Что выбрать синтетическое, полусинтетическое или минеральное моторное масло

Высокотехнологическое синтетическое масло: такие масла изготавливают специально для высокотехнологичных двигателей высокоскоростных автомобилей. Они проходят строгие специальные испытания и тесты и обладают превосходными характеристиками в плане длительности и эффективности работы во всех критических областях от индекса вязкости до защиты от появления осадков. Они работают лучше при низких температурах и сохраняют отличную смазывающую способность при высоких температурах. Так почему же их не следует использовать? Ответ прост: эти масла стоят дорого, и не каждый двигатель нуждается в них.

Полусинтетические масла: такие масла имеют дозу синтетического масла, смешанного с минеральным маслом. Они разработаны для обеспечения защиты от более интенсивных нагрузок и высоких температур. Обычно это означает, что они менее летучие, поэтому испаряются намного меньше, что снижает потери масла (и увеличивает экономию топлива). Они пользуются популярностью среди водителей пикапов и внедорожников, транспортным средствам которых нужна защита от износа в результате активной эксплуатации. Полусинтетические масла стоят намного дешевле, чем полная синтетика и немного больше, чем обычное масло премиум класса.

Масла для машин с большим пробегом: современные автомобили могут прослужить дольше, чем более старые модели. Если вы хотите пользоваться вашей машиной долгие годы и не испытывать проблем, даже когда пройденный километраж будет представлять собой шестизначное число, вам лучше остановить свой выбор на моторном масле, разработанном специально для транспортных средств с большим пробегом. Почти две трети автомобилей, которые вы видите на дороге, имеют более 120 000 км на одометре. Нефтеперерабатывающие заводы идентифицировали это как область, в которой клиенты заинтересованы, и производят новые масла, которые они рекомендуют именно для таких автомобилей.

Когда ваш легковой автомобиль, небольшой грузовик или внедорожник становится старше и пробег увеличивается, вы можете заметить появление нескольких масляных пятен на полу гаража. Это значит, что доливать масло будет нужно чаще, чем когда автомобиль новый. Уплотнения коленчатого вала могут затвердевать и стать мене гибкими, поэтому они начинают протекать (особенно при низких температурах) и могут трескаться. Масла для машин с большим пробегом дополнены специальными веществами, которые поступают в поры уплотненителей, востанавливая их форму и увеличивая гибкость. В большинстве случаев резиновые уплотнители набухают в достаточной степени, чтобы предотвратить протечку.

Возможно, вы также заметили некоторую потерю в плане производительности и плавности работы двигателя в результате износа деталей и механизмов на автомобиле с большим пробегом. Специальные масла для таких машин также имеют более высокую вязкость. Даже если информация на упаковке не указывает на это, важно понимать, что существует достаточно широкий диапазон для каждой группы вязкости, а масла для машин с более высоким пробегом находятся в верхней части каждого диапазона. В результате они лучше герметизируют зазоры между поршнями и цилиндрами и не будут протекать. В таких маслах обычно присутствует более высокая доза специальных присадок, которые помогают замедлить процесс износа.

Если ваш автомобиль эксплуатируется достаточно давно, такое масло подойдет вам гораздо лучше, чем полностью синтетическое.

Индекс вязкости

Индекс вязкости моторного масла

Устойчивость к разжижению при повышении температуры называется индексом вязкости. И хотя более высокое второе число это хорошо, масло также должно быть надежным. Оно должно прослужить тысячи километров до следующей смены масла. Масло имеет тенденцию терять вязкость от скользящих движений между близкорасположенными металлическими поверхностями движущихся частей, таких как подшипники, поэтому оно должно быть устойчивым к потерям вязкости, чтобы поддерживать смазочную пленку между этими частями.

В отличие от антифриза, 95 процентов которого состоит из одного базового химиката (обычно этиленгликоля), моторное масло нефтяного типа содержит смесь нескольких различных базовых масел, одни из которых могут стоить дороже, чем другие. Нефтяные компании обычно выбирают из пяти групп, каждая из которых производится разными способами и отличается в плане вязкости. Более дорогие группы обрабатываются с помощью более дорогих технологических процессов, в некоторых случаях - с помощью методов, используемых для производства синтетических смазочных материалов. Так называемая полная синтетика содержит химические вещества, которые могут быть получены из нефти, но они настолько изменены, что больше не могут считаться природным маслом.

Процент масляной базы в любом масле обычно составляет от 70 до 95 процентов смеси, остальное добавки. Означает ли это, что масло с 70% базового масла лучше, чем с 95%. Нет, потому что некоторые базовые масла имеют природные характеристики, которые уменьшают или устраняют необходимость в добавках. И хотя некоторые добавки играют важную роль, сами по себе они не обязательно обладают большей смазывающей способностью.

Ингредиенты, которые добавляются в масло отличаются по стоимости, но цена - всего лишь один из факторов. Некоторые добавки работают лучше в определенных сочетаниях базовых масел, а некоторые из менее дорогих базовых масел являются хорошим вариантом из-за того, что они эффективно работают с популярными добавками. Итог: каждое моторное масло имеет свой рецепт. Производители исследуют потребности клиентов (например, автопроизводителей) и на основе этого разрабатывают новые рецепты.

Несомненно важно, чтобы масло при нагревании не становилось слишком жидким, но оно не должно быть и слишком густым. Использование премиальных базовых масел, которые меньше испаряются – это один из подходов. Испарение базового масла не только увеличивает потребление масла, но и делает его более плотным, что негативно сказывается на экономии топлива.

Виды добавок к моторным маслам. Зачем они нужны

Какие бывают добавки в моторные масла

Использование добавок - еще один подход к улучшению и поддержанию производительности масла. Высокие температуры двигателя в сочетании с влажностью, побочными продуктами горения (включая несгоревший бензин), ржавчиной, коррозией, износом частей двигателя и кислородом – это причины появления отложений и осадка. Добавки не только помогают маслам в поддержании хорошей смазывающей способности, но также минимизируют появление осадка и отложений, параллельно снижая ущерб от их образования. Ниже представлены типы добавок и причины, почему они важны:

  • Улучшители индекса вязкости: их задача уменьшить тенденцию разжижения масла с повышением температуры.
  • Моющие добавки: в отличие от бытового типа, они не очищают поверхности двигателя. Они удаляют некоторые отложения, в основном твердые частицы. Но их главная цель - поддерживать чистоту поверхностей, препятствуя образованию высокотемпературных отложений, ржавчины и коррозии.
  • Диспергирующие виды удаляют твердые частицы, удерживая их в растворе, не позволяя им собираться вместе, образуя осадок, отложения и кислоты. Некоторые добавки работают как в качестве моющих добавок, так и диспергирующих.
  • Противоизносные присадки: если смазочная пленка разрывается, противоизносные агенты должны защищать металлические поверхности. Соединение цинка и фосфора, называемое ZDDP, является давно используемым фаворитом наряду с другими соединениями фосфора (и серы). Как вы возможно знаете, ZDDP обозначают диалкилдитиофосфат цинка.
  • Антифрикционные присадки: это не то же самое, что противоизносные средства. Они уменьшают трение двигателя и, таким образом, могут увеличить экономию топлива. Для этих целей используется графит, молибден и другие соединения.
  • Антифризные присадки: cохраняют текучесть масла при низких температурах. Масло содержит частицы воска, которые могут застывать и уменьшать текчесть, поэтому такие добавки используются для предотвращения образования кристаллов парафина
  • Антиокислительные присадки: при повышении температуры двигателя такие добавки необходимы для предотвращения окисления (и, следовательно, загустения) масла. Некоторые из добавок, которые выполняют другие функции, также служат для этой цели, например, противоизносные средства.
  • Противопенные добавки: используются для предотвращения образования пены в ходе эксплуатации мотора. Масляная пена не так эффективна как смазка, поэтому такие средства необходимы для разрушения пузырьков пены.
  • Антикоррозийные присадки: защищают металлические детали от кислот и влаги.

Больше добавок не значит лучше

Большое количество добавок не всегда улучшает свойства масла. На самом деле в некоторых случаях они могут только ухудшить ситуацию. Например, соединения серы имеют противоизносные, антиокислительные свойства, но они могут увеличить расход топлива и повлиять на работу каталитического нейтрализатора. Слишком большая часть определенной моющей добавки может повлиять на устойчивость к износу. Большое количество диспергирующей присадки может негативно повлиять на работу катализатора и также увеличить расход топлива. Противоизносные и антифрикционные добавки могут содержать ингредиенты (например, серу), которые могут повлиять на эффективность работы катализатора.

На нефтяную промышленность оказывается сильное давление, цель которого добиться снижения содержания серы в масле и в бензине. Но сопротивление отрасли понятно, если брать во внимание, то как производителям приходится подстраиваться к постоянно изменяющимся характеристикам современных автомобилей.

Рейтинги моторных масел и отзывы о них

Под нашей статьей вы найдете рейтинг различных моторных масел. Все рейтинги высчитываются на основе десятков отзывов простых пользователей, которые используют их каждый день и могут рассказать о недостатках и преимуществах каждой модели. Все это можно почитать у нас в разделе Моторные масла.

Но если у вас не так много времени, мы сделали всю сложную работу за Вас, а вам остается только сделать быстрый выбор на основе рейтинга и оценки разных моделей. За каждой оценкой стоят отзывы и мнения от реальных пользователей, а вас остается только выбрать.

Лучшие моторные масла по мнению пользователей:

10 результатов.